Методические материалы к началу 2023/2024 учебному году
Методический кейс к началу 2023/2024 учебного года
В 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
- первая четверть – с 1 сентября по 28 октября 2023 г.;
- вторая – с 8 ноября по 23 декабря 2023 г.;
- третья – с 8 января по 23 марта 2024 г.;
- четвертая – с 1 апреля по 31 мая 2024 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
- осенние – 10 дней с 29 октября по 7 ноября 2023 г. включительно;
- зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;
- весенние – 8 дней с 24 марта по 31 марта 2024 г. включительно;
- летние – 92 дня с 1 июня по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, 81 день с 12 июня по 31 августа 2024 г. включительно.
Для учащихся I–II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.
Методисту
Педагогу дополнительного образования
Памятка эффективного общения и взаимодействия с родителями учащихся
Методические рекомендации по использованию ИКТ в обучении
Средства связи для обучения с использованием ИКТ
Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп
Специализированные сайты для подростков о здоровом образе жизни:
Скачать Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи (191 страница, формат DOCX)
Памятка по заполнению журнала для педагога дополнительного образования
РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению уголка безопасности дорожного движения в общеобразовательных учреждениях
Образовательная программа в учреждении дополнительного образования
Классификация методов обучения
Готовимся к аттестации
-
Изменения и дополнения к Инструкции об аттестации 26.03.2014 года
-
Изменения и дополнения к Инструкции об аттестации 26.11.2014 года
-
Изменения и дополнения к Инструкции об аттестации 11.05.2017 года
-
Подготовка аналитической информации членом аттестационной комиссии
-
Рекомендации по проведению творческого отчета педагога дополнительного образования
Педагогический опыт
Методические разработки педагогов дополнительного образования, победителей Республиканского конкурса «Моё лучшее занятие»:
- «Изготовление сувенирных изделий. Кулон с драпировкой»: занятие в кружке «Работа с кожей»
- Художественная обработка кожи: Методический пакет для педагога дополнительного образования
- Художественная обработка кожи: технологические карты изделий. Сборник наглядно-дидактических материалов для обучающихся
- Художественная обработка кожи: Учимся, играя. Сборник дидактических материалов для обучающихся
- «Путешествие на ромашковый луг»: учебное занятие с использованием игровых технологий в студии эстрадного танца «Нон-стоп»
- Методические рекомендации по постановке танца для детей младшего и среднего школьного возраста «Сапожник»
- «Игровой стретчинг как эффективная методика обучения и развития детей». Методическое пособие
- «Я в роли тренера»: интерактивное занятия с элементами тренинга из опыта работы Школы волонтёра «Тренер-мультипликатор»
Методические разработки участников районного этапа конкурса
- «Составление букетов»: методическая разработка учебного занятия
- «Вестники весны»: методическая разработка учебного занятия из опыта работы кружка «Юные друзья природы»
- «Искатели»: методическая разработка занятия с использованием интерактивных технологий
- «Развитие навыка построения перспективы в процессе рисования «Дороги на холмах» занятие в кружке «Рисунок и живопись»
- «Создание графического образа человека с опорой на классические пропорции» из опыта работы кружка «Радуга»
- «Жанровая фотография: портрет» из опыта работы кружка фото-видеосъемки «Позитив»
- «Сценарий - отправная точка создания видеоролика» из опыта работы видео кружка «Портал-ТВ»
Самоанализ занятия:
При самоанализе педагог дополнительного образования дает:
- краткую характеристику проведенного занятия;
- оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
- характеристику объема содержания материала;
- оценку качества усвоения детьми учебного материала;
- характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;
- оценку активности учащихся;
- самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).
Педагогу необходимо соотнести поставленные цели с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи, необходимо ответить на вопросы:
- Что нового для развития творческих способностей, памяти детей дало данное занятие?
- Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике группы?
- Адекватна ли была организация деятельности учащихся цели занятия?
- Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
- Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?
- Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
- Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий?
- Как контролировалась работа детей? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
- Какова психологическая атмосфера занятия?
- Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?
В заключение педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.
Главное в самоанализе – объяснение педагога дополнительного образования, почему на данном занятии он выбрал именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям детей.
Организаторам летнего отдыха
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА, 2023 ГОД
- Приказ Министра образования от 12.05.2023 № 233 Об организации оздоровления детей в летний период 2023 года
- Комплексная программа оздоровления и летней занятности учащихся "Лето - 2023"
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
- Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2023 году
- Положение о проведении республиканского экскурсионного марафона «Детский автопоезд»
- Положение об онлайн-презентации наиболее успешных практик деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Карта открытий лета»
- Условия проведения конкурса педагогического мастерства специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Мечтай! Действуй! Побеждай!»
- Положение о проведении фестиваля воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Солнечно, радостно, классно – лето прошло не напрасно!»
- Положение о проведении виртуальной выставки-панорамы методического опыта по организации летнего отдыха и оздоровления детей «Рецепты полезных каникул»
- Положение о проведении дистанционного фестиваля информационных ресурсов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Лето онлайн»
- Концепция реализации информационно-просветительской акции "Шаг к успеху"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА, 2022 ГОД
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА, 2020 ГОД
- Разработка и реализация в оздоровительных лагерях учреждений образования образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи. Часть 1.
- Меры безопасности в период летних каникул
ПОЛОЖЕНИЯ
КОДЕКСЫ
ПЛАНЫ, ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТЫ
- Единые требования к планирующей документации
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
- Информация о водном туризме
- Реализация программ ДОДиМ в ДОЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 февраля 2017 г. № 140
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 82 Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
- КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 декабря 2012 г. № 205 Об утверждении «Санитарных норм и правил Требования к оздоровительным организациям для детей»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2011 г. № 89 Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2007 г. № 35а Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях
ПРИКАЗЫ, УКАЗЫ, ПИСЬМА, ПЕРЕЧНИ
Методические рекомендации по создания ОМК
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи строится на основе программ объединений по интересам. В последние три года количество программ значительно возросло благодаря проведению республиканских конкурсов программно-методического обеспечения образовательного процесса по различным профилям дополнительного образования детей молодежи. У педагогов появилась возможность использовать этот опыт при разработке собственных программ объединений по интересам. Вместе с тем, для молодых педагогов определенные затруднения представляют технологические механизмы реализации и практическое воплощение программы, созданной другим автором. Помочь в этом могут учебно-методические (образовательно-методические) комплексы, которые являются важным средством организации педагогического труда, систематизированным собранием материалов для качественного и эффективного осуществления образовательного процесса.
Образовательно-методический комплекс (ОМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
С чего же следует начинать работу по проектированию и созданию ОМК?
В первую очередь создателям комплекса необходимо понять, для чего он создается.
Цель ОМК – обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в ОМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации. Основным документом ОМК является программа объединения по интересам. На основе ее разрабатывается весь комплекс, который может включать: программу объединения по интересам (основной документ); методические материалы (методические разработки занятий, рекомендации, дидактические, информационные, справочные материалы на различных носителях, инструкции, литература и т.д.); материалы по индивидуальному сопровождению учащихся (это могут быть методики психологопедагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей).
Автор-составитель ОМК самостоятельно решает, какие материалы могут входить в создаваемый комплекс. Его можно представить в виде следующих разделов:
- теоретический (теоретические материалы изучаемой предметной области);
- методический (материалы для практических работ по формированию умений и навыков учащихся, литература для педагога и учащихся, дидактические и информационные материалы, учебно-программная документация, методические разработки отдельных тем, занятий и другое);
- диагностический (тесты, анкеты, вопросники, другие материалы для определения результатов освоения учащимися образовательной программы).
Разработку ОМК можно разделить на три этапа: составление плана комплекса и анализ уже имеющегося материала; разработка и сбор материалов, составляющих содержание комплекса; дальнейшее развитие и совершенствование ОМК (создание целостной системы образовательно-методического комплекса в виде печатных и электронных материалов по конкретной предметной области, объединенных концептуально, структурно, содержательно). Желательно составить пояснительную записку к ОМК, которая представляет материалы, входящие в комплекс и информацию о том, как их использовать.
Следует отметить, что создание ОМК является делом абсолютно добровольным и в то же время — это показатель высокого уровня профессиональных компетенций педагога и методической службы, сопровождающей образовательный процесс. Практическая значимость ОМК во много раз возрастает в период аттестации педагога, показывает выход на более высокий уровень профессионализма, проявляет творческие стороны труда педагога. Наличие ОМК помогает обеспечить качественное и результативное освоение образовательной программы учащимися. Включение в комплекс разноуровневых заданий с учетом физических, творческих и интеллектуальных возможностей учащихся предоставляет им реальный выбор индивидуального образовательного маршрута, позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься любимым делом с максимальной пользой для себя.
Такой современный набор обучающих средств позволит обеспечить качественный и эффективный уровень образовательного процесса в объединениях по интересам.
Рекомендуемая структура ОМК
- программа типовая и программа объединения по интересам.
- учебно-методические пособия (прописываются в виде каталога);
- методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии), фрагменты;
- методические разработки с описанием вида и алгоритма выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ, фрагменты или прописываются в виде каталога;
- описание методик, используемых педагогом в учебном процессе для решения определенных педагогических задач;
- дидактический материал (основные планы- конспекты, карточки, рабочие тетради, шаблоны и трафареты, фотографии, схемы, выкройки, репродукции, иллюстрации, инструкции по изготовлению моделей, игрушек и т.д.);
- инструкции (правила) по безопасной работе с оборудованием, инструментами, материалами и т.д.;
- наглядные пособия (препараты, таблицы, графики, образцы, объемные модели, муляжи и т.д.), в виде ФОТО;
- видеоматериалы, аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи).
- диагностические методики для проведения входного и текущего контроля (тесты, опросники, анкеты, программы (планы) наблюдений, викторины, условия конкурсных, итоговых программ и соревнований с критериями (баллами) оценки, листы самоанализа (самоооценки) учащихся, карты интересов и предпочтений учащихся и т.д. и их описание;
- контрольные задания для отслеживания результатов освоения учащимися каждой темы учебно-тематического плана образовательной программы;
- контрольно-оценочные материалы для проверки знаний (тесты с ключом для проверки правильности ответов; тексты контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, перечни вопросов, заданий и т.д.).
- перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения образовательной области;
- список справочной литературы (энциклопедий, словарей, справочников, таблиц, баз данных, ссылок, сайтов и др.);
- список научных, научно-популярных изданий и публикаций, описаний экспериментов и т.д..
- - сценарии праздников
- - творческие отчеты
- - фотоальбомы
- - материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.)