Методические разработки участников районного этапа конкурса «Моё лучшее занятие»
- «Составление букетов»: методическая разработка учебного занятия
- «Вестники весны»: методическая разработка учебного занятия из опыта работы кружка «Юные друзья природы»
- «Искатели»: методическая разработка занятия с использованием интерактивных технологий
- «Развитие навыка построения перспективы в процессе рисования «Дороги на холмах» занятие в кружке «Рисунок и живопись»
- «Создание графического образа человека с опорой на классические пропорции» из опыта работы кружка «Радуга»
- «Жанровая фотография: портрет» из опыта работы кружка фото-видеосъемки «Позитив»
- «Сценарий - отправная точка создания видеоролика» из опыта работы видео кружка «Портал-ТВ»
Методические разработки педагогов дополнительного образования, победителей Республиканского конкурса «Моё лучшее занятие»
- «Изготовление сувенирных изделий. Кулон с драпировкой»: занятие в кружке «Работа с кожей»
- Художественная обработка кожи: Методический пакет для педагога дополнительного образования
- Художественная обработка кожи: технологические карты изделий. Сборник наглядно-дидактических материалов для обучающихся
- Художественная обработка кожи: Учимся, играя. Сборник дидактических материалов для обучающихся
- «Путешествие на ромашковый луг»: учебное занятие с использованием игровых технологий в студии эстрадного танца «Нон-стоп»
- Методические рекомендации по постановке танца для детей младшего и среднего школьного возраста «Сапожник»
- «Игровой стретчинг как эффективная методика обучения и развития детей». Методическое пособие
- «Я в роли тренера»: интерактивное занятия с элементами тренинга из опыта работы Школы волонтёра «Тренер-мультипликатор»
Образовательно-методические комплексы программ объединений по интересам
- Образовательно-методический комплекс программы объединения по интересам «Образцовая студия «Арт-декор» художественного профиля: разработчик Пупковская Алеся Николаевна, педагог высшей квалификационной категории
- Образовательно-методический комплекс программы объединения по интересам «Разноцветная палитра» художественного профиля. Разработчик: Невпряга Анна Леонидовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
- Образовательно-методический комплекс программы объединения по интересам «Клуб спортивного ориентирования «Эридан» туристско-краеведческого профиля
- Образовательно-методический комплекс интеллектуального клуба «Афина» (педагог Синегубова А.С.)
Методические рекомендации по созданию ОМК
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи строится на основе программ объединений по интересам. В последние три года количество программ значительно возросло благодаря проведению республиканских конкурсов программно-методического обеспечения образовательного процесса по различным профилям дополнительного образования детей молодежи. У педагогов появилась возможность использовать этот опыт при разработке собственных программ объединений по интересам. Вместе с тем, для молодых педагогов определенные затруднения представляют технологические механизмы реализации и практическое воплощение программы, созданной другим автором. Помочь в этом могут учебно-методические (образовательно-методические) комплексы, которые являются важным средством организации педагогического труда, систематизированным собранием материалов для качественного и эффективного осуществления образовательного процесса.
Образовательно-методический комплекс (ОМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
С чего же следует начинать работу по проектированию и созданию ОМК?
В первую очередь создателям комплекса необходимо понять, для чего он создается.
Цель ОМК – обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в ОМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации. Основным документом ОМК является программа объединения по интересам. На основе ее разрабатывается весь комплекс, который может включать: программу объединения по интересам (основной документ); методические материалы (методические разработки занятий, рекомендации, дидактические, информационные, справочные материалы на различных носителях, инструкции, литература и т.д.); материалы по индивидуальному сопровождению учащихся (это могут быть методики психологопедагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей).
Автор-составитель ОМК самостоятельно решает, какие материалы могут входить в создаваемый комплекс. Его можно представить в виде следующих разделов:
- теоретический (теоретические материалы изучаемой предметной области);
- методический (материалы для практических работ по формированию умений и навыков учащихся, литература для педагога и учащихся, дидактические и информационные материалы, учебно-программная документация, методические разработки отдельных тем, занятий и другое);
- диагностический (тесты, анкеты, вопросники, другие материалы для определения результатов освоения учащимися образовательной программы).
Разработку ОМК можно разделить на три этапа: составление плана комплекса и анализ уже имеющегося материала; разработка и сбор материалов, составляющих содержание комплекса; дальнейшее развитие и совершенствование ОМК (создание целостной системы образовательно-методического комплекса в виде печатных и электронных материалов по конкретной предметной области, объединенных концептуально, структурно, содержательно). Желательно составить пояснительную записку к ОМК, которая представляет материалы, входящие в комплекс и информацию о том, как их использовать.
Следует отметить, что создание ОМК является делом абсолютно добровольным и в то же время — это показатель высокого уровня профессиональных компетенций педагога и методической службы, сопровождающей образовательный процесс. Практическая значимость ОМК во много раз возрастает в период аттестации педагога, показывает выход на более высокий уровень профессионализма, проявляет творческие стороны труда педагога. Наличие ОМК помогает обеспечить качественное и результативное освоение образовательной программы учащимися. Включение в комплекс разноуровневых заданий с учетом физических, творческих и интеллектуальных возможностей учащихся предоставляет им реальный выбор индивидуального образовательного маршрута, позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься любимым делом с максимальной пользой для себя.
Такой современный набор обучающих средств позволит обеспечить качественный и эффективный уровень образовательного процесса в объединениях по интересам.
Рекомендуемая структура ОМК
- программа типовая и программа объединения по интересам.
- учебно-методические пособия (прописываются в виде каталога);
- методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии), фрагменты;
- методические разработки с описанием вида и алгоритма выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ, фрагменты или прописываются в виде каталога;
- описание методик, используемых педагогом в учебном процессе для решения определенных педагогических задач;
- дидактический материал (основные планы- конспекты, карточки, рабочие тетради, шаблоны и трафареты, фотографии, схемы, выкройки, репродукции, иллюстрации, инструкции по изготовлению моделей, игрушек и т.д.);
- инструкции (правила) по безопасной работе с оборудованием, инструментами, материалами и т.д.;
- наглядные пособия (препараты, таблицы, графики, образцы, объемные модели, муляжи и т.д.), в виде ФОТО;
- видеоматериалы, аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи).
- диагностические методики для проведения входного и текущего контроля (тесты, опросники, анкеты, программы (планы) наблюдений, викторины, условия конкурсных, итоговых программ и соревнований с критериями (баллами) оценки, листы самоанализа (самоооценки) учащихся, карты интересов и предпочтений учащихся и т.д. и их описание;
- контрольные задания для отслеживания результатов освоения учащимися каждой темы учебно-тематического плана образовательной программы;
- контрольно-оценочные материалы для проверки знаний (тесты с ключом для проверки правильности ответов; тексты контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, перечни вопросов, заданий и т.д.).
- перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения образовательной области;
- список справочной литературы (энциклопедий, словарей, справочников, таблиц, баз данных, ссылок, сайтов и др.);
- список научных, научно-популярных изданий и публикаций, описаний экспериментов и т.д..
- - сценарии праздников
- - творческие отчеты
- - фотоальбомы
- - материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.)
Программы объединений по интересам победителей республиканских конкурсов
- Программа студии журналистики «Медиа-Микс»(педагог Слепцова Н.П.)
- Программа объединения по интересам «Школа аниматоров «Друзья игры» (педагог Минченко Л.И.)
- Программа образцовой студии эстрадного танца «Нон-стоп»(педагог Черемных А.В.)
- Программа объединения по интересам «Кудесники»(педагог Холод О.С.)