Ресурсный центр проводит координационную работу по организации профессиональных проб и проведению мастер-классов для учащихся на базе учреждений среднего специального и профессионально-технического образования с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров и развития профессиональных навыков будущих выпускников.

Участие учреждений профессионально-технического образования в проведении профессиональных проб позволяет учащимся получить представление об интересующих профессиях, выработать компетенции, направленные на осуществление осознанного, ответственного выбора будущей профессии. Учреждения образования присылают по запросу ресурсного центра. Методист ресурсного центра составляет информационное письмо по учебным заведениям, собирает группы учащихся на пробы, составляет график посещения, согласуя с учебными заведениями время проведения занятий.

Цель организации профессиональных проб: развитие профессиональных интересов и навыков, помощь учащимся в выборе профиля обучения, содействие в профессиональном самоопределении.

Задачи организации профессиональных проб:

  • получение знаний об особенностях профессий непосредственно в учебных заведениях, на производствах;
  • проба сил, получение первичного опыта владения инструментами, предметами труда профессии рабочего;
  • ознакомление с социальными аспектами будущего трудоустройства;
  • ознакомление с личностными и профессиональными требованиями, условиями, необходимыми для успешной работы по выбранной профессии.

Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие педагогические условия:

  1. Подготовка преподавателя (педагога, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам. Преподаватель разрабатывает содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подбирает инструменты, оснастку для их выполнения; разрабатывает критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов.
  2. Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы.
  3. Преподаватель разрабатывает содержание профессиональной пробы с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; знакомит с техникой безопасности.

Так, знакомство учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда профессии «Ткач», «Размотчик стеклонити» в УО «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» позволит узнать об особенностях трудового процесса на заводе ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

  

Прохождение профессиональной пробы по профессии «Швея» заставляет ребят задуматься о возможности получения этой профессии, попробовать свои силы на современных швейных машинах, а также узнать об организации швейного производства на предприятии ОАО «Моготекс».

 

Профессиональные умения в приготовлении бутербродов и кондитерских изделий можно отточить, попробовав себя в профессиях «Повар», «Кондитер».

Навыки стилиста и парикмахера можно отработать на профессиональных пробах по профессии «Парикмахер».

 

Профессиональные пробы по профессиям «Каменщик», «Штукатур», «Плотник», «Облицовщик-плиточник», «Маляр», «Электросварщик ручной сварки», «Электрогазосварщик», «Жестянщик» включает экскурсию по учебно-производственным мастерским; мастер-класс по отделочным работам, знакомят учащихся с предприятиями строительства и большим спектром востребованных специальностей Полоцкого региона. А знакомство с продукцией мастеров и учащихся колледжа вызывает у будущих выпускников желание самим научиться ремеслу «Плотника», «Резчика по дереву», «Токаря», «Жестянщика».

 

Мастер-классы по специальности «Техник по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» позволяет старшеклассникам ближе познакомиться с профессиями МЧС, узнать об условиях и специфике работы специалистов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.