Цели и задачи ресурсного центра «Профориентир»
- обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование учащихся г.Полоцка и Полоцкого района;
- создать систему профориентации через внеурочную деятельность учащихся;
- сформировать у учащихся знания об основных профессиях, наиболее востребованных на рынке труда, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
- сформировать единое информационное пространство по профориентации в городе и Полоцком районе.
Направления деятельности ресурсного центра «Профориентир» и его целевая аудитория
Деятельность ресурсного центра «Профориентир» направлена на внешний уровень (учреждения общего среднего и профессионального образования, государственные предприятия и учреждения, общественные организации), который предполагает:
- повышение знаний, грамотности специалистов системы образования и родительской общественности по вопросам профориентации и поддержки профессионального самоопределения учащихся;
- информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по профессиональному самоопределению учащейся молодежи;
- организация и координация мероприятий по профориентации в масштабах города и района;
- профконсультирование на высоком профессиональном уровне с использованием компьютерной диагностики – услуга, которой на сегодняшний день воспользовались более двух сотен учащихся Полоцкого региона.
На внутреннем уровне (уровне учреждения дополнительного образования) проводятся обучающие мероприятия по повышению грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах профессионального самоопределения молодежи.
Целевая аудитория ресурсного центра «Профориентир»: учащиеся объединений по интересам, учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, студенческая молодежь, родители, педагоги.
Основные направления деятельности
- Примерную тематику профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к личностным качествам работника, пути получения профессии и др.);
- Тематику бесед и консультаций об условиях получения профессий в различных типах учебных заведений города, района, области, страны.
- Материалы индивидуальных и групповых справочно-информационных консультаций для родителей в руководстве выбором профессии их детьми.
- Материалы консультаций для педагогов учреждений образования по вопросам профориентации.
- Консультирование по результатам профдиагностики для учащихся, их родителей и педагогов.
- Справочную, научно-популярную и другую литературу о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района, Витебской области, Республики Беларусь.
- Сведения о профессиональных учебных заведениях, учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
- Сведения об организациях города (о технике, технологии, экономике и организации производства, выпускаемой продукции, условиях труда и быта), характеристики рабочих профессий этих организаций (назначение, условия труда, требования, предъявляемые профессией к работнику, возможности профессионального и должностного роста).
- Организация и проведение экскурсий учащихся на производственные предприятия и в учебные заведения различных типов, посещение «Дней открытых дверей» в учебных заведениях города,
- Организация и проведение конкурсов мастерства профессий, «Дни (недели) профессий», круглые столы «Моё будущее», деловые игры «Мои жизненные планы» и т.д.
- Тесты, опросники, бланки профориентационной диагностики.
- Материалы наблюдений за развитием личности учащихся, их интересов и склонностей, профессиональных намерений.
- Протоколы результатов диагностических обследований.
- Психолого-педагогические характеристики.
- Рабочие материалы ресурсного центра по профориентации (планы работы, журнал учёта проводимых мероприятий и др.).
- Стенды, буклеты, справочная информация по профориентации.
- Методическая помощь педагогическим коллективам учреждений образования города и района в изучении профнамерений учащихся для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
- Материалы по оказанию методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
- Методические рекомендации управлений образования по вопросам профориентации.
- Создание банка данных учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
- Организация широкой пропаганды в учреждениях образования профессий, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района.
- Картотека лиц, привлекаемых к проведению профориентационных мероприятий для учащихся, родителей, выпускников, представителей производственных коллективов и др.
- Разработки встреч с представителями различных профессий – рабочими и специалистами.
- Деловая переписка с учреждениями и организациями.
- Тетрадь регистрации корреспонденции.
Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир»
Рабочей группой создана Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир»
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся.
Цель программы: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с учетом социокультурной и экономической ситуации в Полоцком регионе.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность;
- обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся;
- сформировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
- сформировать единое информационное пространство по профориентации в регионе.
Основными направлениями системы программных мероприятий были определены следующие:
- Профпросвещение – родителей, обучающихся через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями, организациями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Главным исполнителем Программы является региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи». Соисполнители мероприятий Программы – представители сетевого взаимодействия.
Целевые категории, на которые рассчитано действие Программы – учащиеся объединений по интересам Полоцкого районного центра детей и молодежи, родители, педагоги дополнительного образования и другие категории педагогических работников, учащиеся учреждений образования Полоцкого района.
Этапы работы ресурсного центра «Профориентир»
I этап: проектный – январь 2019 г.
Цель: создание условий для профориентационной работы. На данном этапе осуществляется формирование и пополнение методической и нормативно-правовой базы ресурсного центра, разработка Положения о ресурсном центре, разработка плана работы центра на 2020 год, освещение деятельности центра в СМИ, периодических изданиях, анализ материально-технических, кадровых условий деятельности центра.
- профессиональных интересов и склонностей: «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), «Одно из двух» (методика Дж. Голланда в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Профиль обучения» (авторы – Г.В. Резапкина, С.Ф. Медведская).
- особенностей мышления: «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан), «Краткий интеллектуальный тест» (модификация методики Вандерлика); «Тест технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета); «Тест интеллектуальной лабильности» (методика В.Т. Козловой в модификации С.Ф. Медведской).
- личностных особенностей: методика «Мой темперамент» (сокращенный вариант личностного опросника Г. Айзенка), «Тест эмоций» (методика Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Личностный профиль» (адаптированный С.Ф. Медведской вариант методик С. Делингер и К.Б. Малышева), методика «Социальный интеллект» (тест Н. Холла в модификации Г.В. Резапкиной).
Большинство методик рассчитано на самостоятельную обработку, что существенно повышает мотивацию учащихся. Обработка интеллектуальных тестов проводится педагогом-психологом, проводящим профконсультационное занятие. Результаты диагностики сообщаются учащимся в баллах, конфиденциально и безоценочно.
На этом этапе также происходит пополнение методической базы ресурсного центра: разработка буклетов, памяток, занятий с учащимися, консультаций, материалов для стендов профориентационной тематики.
II этап: практический – январь 2020 – 2021 гг.
Цель: реализация Программы «Профориентир».
Практический этап включает в себя работу в нескольких направлениях: профпросвещение, профадаптация, профдиагностика, консультирование обучающихся, родителей, педагогов, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений образования профессионально-технического, средне специального и высшего образования.
В рамках направления «Профпросвещение» методист Полоцкого районного центра детей и молодежи Н.С. Барилова организует профориентационные мероприятия по определению своего жизненного пути:
- экскурсии на предприятия города и района, в Управление по труду, занятости и социальной защите населения с целью получения актуальной информации о существующих в регионе вакансиях;
- встречи с представителями ССУЗов, ПТУЗов, ВУЗов;
- оформление стендов «Изучаем профессии», «Рецепты успеха», «Типы профессий», «Твой выбор, выпускник»;
- изготовление буклетов и памяток для обучающихся и родителей «Выбирая профессию», «Ошибки выбора профессии», «Стресс и экзамены», «Классификация профессий», «Темперамент и профессии», «Родителям о путях получения образования»;
- групповые профконсультации для родителей на собраниях в учебных заведениях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности выбора того или иного профиля обучения для их ребенка.
Направление «Профессиональная адаптация» подразумевает участие учащихся Центра детей и молодежи в творческих конкурсах: сочинений-размышлений на тему «Чем в будущем мечтаешь ты заняться?», конкурс рисунков «В мире профессий», фотографий «Профессии моих родителей», видеороликов, презентаций «Я б в рабочие пошел», «Ремесленники» и т.д.
Профессиональная адаптация происходит в ходе развития творческих и интеллектуальных способностей на занятиях объединений по интересам, в профильных оздоровительных лагерях, действующих во время школьных каникул, где молодым людям предоставляется возможность не только выявления своих склонностей, но и демонстрации своих достижений на смотрах, выставках, фестивалях, конкурсах.
Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся проходят три раза в неделю, групповые консультации – два раза в неделю согласно предоставленным заявкам. Ежегодно в сентябре организовываются психологические тренинги с целью выбора сферы деятельности, проводится первичная диагностика обучающихся среднего и старшего школьного возраста объединений по интересам, даются советы по выбору дальнейшего профессионального пути.
Методика «Профиль обучения» содержит 60 вопросов, сгруппированных по десяти профилям обучения: физико-математический, математико-географический, экономический, биолого-химический, филологический, технологический, историко-обществоведческий, педагогический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный. Методика позволяет уточнить профессиональные интересы и правильно выбрать профиль обучения.
III этап: аналитический – по окончании каждого учебного года.
Цель: ежегодный анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
- обобщить результаты работы ресурсного центра по профориентации обучающихся;
- провести коррекцию затруднений в реализации Программы;
- спланировать работу на следующий период.
Как прогнозируемые результаты работы ресурсного центра «Профориентир», можно определить следующие:
- повышение уровня подготовленности педагогов к организации и проведению профориентационной работы;
- повышение степени мотивированности педагогов и учащихся на достижение результата совместной образовательной деятельности по направлениям профориентационной работы и профессионального самоопределения детей и молодежи;
- поддержание в актуальном состоянии информационного банка по вопросам организации профориентации.
Ресурсный центр «Профориентир» как форма профориентационной работы позволила педагогам дополнительного образования Центра детей и молодежи, учреждений образования региона расширить круг профессионального взаимодействия, создать условия для творческого самовыражения учащихся, достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество профориентационной работы в учреждениях образования Полоцкого региона.
Почему важна профориентация?
Выбор жизненного пути, профессии – один из тех острых вопросов, который обязательно встает перед каждым юношей и девушкой, и среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений он не может сравниться ни с одним по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу человека и на эффективность трудового и нравственного потенциала государства.
Выбирая профессию, подростки руководствуются, прежде всего, тем, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, пользовалась признанием в обществе, соответствовала их способностям, интересам и приобретенным навыкам. На выбор профессионального будущего влияет множество факторов, зачастую, и мнение родителей, которые иногда вопреки желанию детей рекомендуют понравившуюся лично им профессию, вызывая при этом у подростков отказ от самостоятельного профессионального самоопределения. Таким образом, основной задачей по профориентации обучающихся на всех уровнях образования является расширение их кругозора и профессиональных интересов, ознакомление с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду, что особенно актуально в условиях дополнительного образования.
Профессиональная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления образования и места дальнейшего обучения, но и предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Дополнительное образование позволяет решать многие задачи профориентации. На учебных занятиях в объединениях по интересам происходит знакомство с профессиями, формируются специальные навыки и умения в различных видах деятельности. Практика проведения профориентационных воспитательных мероприятий в рамках Клуба интересных встреч способствует более успешной ориентации подростков в разнообразном мире профессий и специальностей.
Но оптимальным средством в профессиональном самоопределении молодежи стал комплекс диагностических, образовательных и информационно-методических услуг, который предоставляет региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе Полоцкого районного центра детей и молодежи.
Внешние и внутренние причины затруднений при выборе профессии
Направления работы ресурсного центра «Профориентир» связаны с привлечением всех субъектов, участвующих в профориентационной работе, для преодоления как внутренних, так и внешних причин затруднений при выборе профессии учащимися.
Так, внешними причинами являются:
- потребность в выборе профессии и при этом слабое знание профессий (содержание, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения, условия труда, востребованность на рынке труда);
- отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования его последствий;
- различное влияние семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения;
- малая востребованность выбираемых профессий на рынке труда;
- выбор профиля обучения не соответствует профилям, предлагаемых школой;
- малое количество качественной профессиональной информации, изложенной в интересной и понятной подростку форме.
Внутренние причины, затрудняющие выбор профессии:
- нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная);
- эгоистическая направленность личности (на себя);
- часто деструктивные мотивы профессиональной деятельности;
- зависимое, конформное поведение, отсутствие навыков самопознания и самопонимания.
Исходя из вышеперечисленных причин затруднений при выборе профессии, профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему мер, направленных на создание внешних условий, способствующих осознанному выбору профессии, а профессиональное самоопределение – как систему мер, направленных на преодоление внутренних причин, мешающих осознанному выбору.