Внедрение системы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических кадров как фактор повышения качества дополнительного образования
Одно из приоритетных направлений деятельности учреждения дополнительного образования – воспитание гражданина и патриота своей страны, творческой личности с активной жизненной позицией. В реализации данной задачи у педагога дополнительного образования есть уникальные возможности: огромный интерес и увлечение учащихся, выбор индивидуальных образовательных траекторий, атмосфера взаимопонимания, содружества и сотворчества. И именно от умения педагога найти наиболее результативные формы и методы работы с воспитанниками, его готовности к внедрению инноваций в образовательный процесс, соответствия уровня предоставляемых им образовательных услуг запросам детей и родителей зависит в целом качество и эффективность деятельности каждого конкретного учреждения дополнительного образования.
В настоящее время в нашей стране отсутствует система профессиональной подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования. Поэтому мы сталкиваемся с острой проблемой дефицита профессиональных кадров. Нам приходится работать со специалистами культуры, спорта, выпускниками технических ВУЗов, но, тем не менее, людьми творческими и увлеченными, одаренными от природы, желающими передать свои знания и мастерство детям. В этих условиях разработка и внедрение системы персонифицированного повышения квалификации педагогических кадров приобретает особую значимость и становится важнейшим и наиболее доступным путем обеспечения готовности к педагогической деятельности, повышения уровня профессионального мастерства педагога, его конкурентоспособности на рынке труда.
В Полоцком районном центре детей и молодежи сложилась и развивается определенная система персонифицированного повышения педагогического мастерства. Ведущим принципом данной системы является непрерывное образование. Оно обеспечивается, с одной стороны, методической службой Центра, осуществляющей организованное обучение педагогов, с другой стороны – самообразованием, являющимся прерогативой педагога, организующего собственную образовательную деятельность.
Действует Школа профессионального роста для педагогов Центра, где обучение кадров организуется дифференцированно. В зависимости от стажа работы и наличия квалификационной категории педагоги распределены на три группы: «педагог-стажер», «педагог-практик», «педагог-новатор».
Для каждой группы разработаны соответствующие программы обучения. Так, программа обучения «педагога-стажера» (стаж работы до 3 лет) направлена на формирование профессиональных компетенций в организации образовательной деятельности. Педагоги знакомятся не только с программно-методическим обеспечением образовательного процесса, но и с методикой организации воспитательной работы в объединениях по интересам. Темы в рамках обучающей программы определяются на основе диагностики профессиональных затруднений, а занятия организуются преимущественно в интерактивном режиме: лекция-диалог «Методики контактного взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса», аукцион идей «Методики организации воспитательной работы в объединении по интересам», мастер-класс «Технология создания методической разработки» и другие.
Программа обучения «педагога-практика» (стаж работы от 3 до 6 лет, имеющие 2 и 1 квалификационную категорию) направлена на повышение общедидактической и методической подготовленности педагога, совершенствование научно-методического оснащения образовательного процесса в Центре посредством создания учебно-методических комплектов по различным направлениям деятельности. Итогом работы в рамках реализации обучающей программы для «педагогов-практиков» ежегодно становится фестиваль открытых занятий объединений по интересам.
Обучающая программа для «педагога-новатора» (стаж более 6 лет, имеющие высшую квалификационную категорию) направлена на приобретение навыков инновационной деятельности. Педагоги не только сами изучают и активно внедряют в образовательный процесс методические и технологические новинки, но и передают свой опыт начинающим педагогам, активно участвуют в работе Школы профессионального роста. В Центре успешно внедряется система наставничества, обеспечивающая непрерывное качественное сопровождение профессионального становления начинающих педагогов дополнительного образования и методистов.
В работе Школы профессионального роста используются активные формы обучения, которые не только помогают каждому педагогу развиваться в самом успешном для него направлении, но и совершенствуют уровень научно-методического оснащения образовательного процесса в Центре.
Одной из них являются проблемные семинары. Для проведения семинаров приглашаются специалисты УО «Полоцкий государственный университет», с которым заключен договор о взаимовыгодном сотрудничестве. В ходе одного из таких семинаров была разработана тема «Проектные технологии в системе работы учреждения дополнительного образования», вызвавшая наиболее высокий интерес у педагогов дополнительного образования. Результатом обучения педагогов стали внедренные в практику интегрированные образовательные проекты, в реализации которых задействовано несколько объединений по интересам: «Небесная заступница» отдела эстетического воспитания, «Ратуша времени» отдела технического творчества, «Полоцкие лабиринты» отдела туризма, краеведения и экскурсий, «Живи, наш парк!» отдела экологического воспитания.
В рамках участия в республиканском конкурсе методических разработок «Мое лучшее занятие» для педагогов дополнительного образования проведены проблемные и практико-ориентированные семинары «Учебное занятие – основа мастерства педагога», «Создание учебно-методического комплекта как условие эффективной реализации образовательной программы дополнительного образования», «Интегрированное занятие как форма активизации познавательной деятельности учащихся». Системная подготовка педагогов к конкурсу дала свои результаты, и по его итогам 5 педагогов Центра награждены Дипломами Министерства образования Республики Беларусь, 1 педагог – Дипломом УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи».
Образовательный процесс будет более успешным там, где сложился дружный и творческий коллектив, где есть полное взаимопонимание и поддержка. Для этого в рамках Школы профессионального роста работает психологическая гостиная для педагогов дополнительного образования. Встречи в гостиной направлены на совершенствование межличностного общения в коллективах объединений по интересам, формирование коммуникативных умений и навыков педагогов, профилактику эмоционального выгорания. В течение прошедшего учебного года организованы занятия с элементами тренинга «Умение работать в команде» и «Развитие толерантности педагога», релаксационное обучающее занятие «Саморегуляция эмоционального состояния», семинар-практикум «Основы оптимальных взаимоотношений педагога и учащегося, педагога и родителя».
Традиционной формой в системе непрерывного повышения профессиональных компетенций педагогов стали Дни педагогического мастерства в отделах Центра (виртуальная экскурсия в «Дни педагогического мастерства»). В плане их проведения: фестиваль открытых занятий, мероприятия в рамках реализации воспитательной системы «Мы – полочане», презентация новых объединений по интересам, выставки-обзоры методической продукции педагогов отдела, круглый стол, который позволяет педагогам дать оценку деятельности коллег и наметить планы на будущее. В прошедшем учебном году Дни педагогического мастерства в отделах прошли в рамках разработки единой методической темы «Учебно-методический комплект как оптимальная модель методического обеспечения образовательного процесса в объединении по интересам».
Действенной формой повышения профессионализма уже более 10 лет являются конкурсы профессионального мастерства, способствующие выявлению наиболее творческих педагогов нашего коллектива, раскрытию новых граней их таланта. В педагогическом коллективе Центра работает победитель республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года», 2 победителя областного конкурса профмастерства, победитель областного конкурса «Методист года».
Деятельность педагога дополнительного образования характеризуется двойной обращенностью: качества педагога на определенном этапе взаимодействия становятся качествами воспитанника. Поэтому очень важным моментом в непрерывной работе по повышению педагогических компетенций является самообразование педагога, развитие его умения анализировать свою деятельность. Данная форма требует от педагога значительной самостоятельной работы и предполагает разработку методических рекомендаций, пособий, самообобщение и презентацию опыта работы. Ежегодно результаты самообразовательной деятельности педагогов широко представлены в рамках выставок методической продукции.
Вся деятельность по повышению профессиональной компетентности кадров в Центре подчинена целям совершенствования образовательного процесса и направлена на становление квалифицированного специалиста в системе дополнительного образования.